Профессор ОмГУ оценил закон о бесплатном образовании для не сдавших ОГЭ
В ноябре Госдума РФ приняла закон о бесплатном профильном образовании для школьников, которые не смогли сдать ОГЭ. Изменения вносятся в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 марта 2026 года обучающиеся, получившие неудовлетворительные баллы или не прошедшие ГИА в срок, получат право бесплатно пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочего, должностям служащего. Владимир Половинко, доктор экономических наук, профессор ОмГУ и специалист по управлению человеческими ресурсами в колонке оценил инициативу и предположил, как она повлияет на рынок труда в Омской области.
«Cчитаю, что это нормальный законопроект. ОГЭ иногда не сдают и по объективным причинам — здесь могут быть разные истории. Например, с точки зрения семейных обстоятельств, либо болел человек, либо какие-то другие причины. Учителя, проявляя гуманизм, в этих случаях старались как-то вытянуть, оценку поставить. Ведь всегда человек, не сдавший ОГЭ, выпадал из рынка труда, учебного процесса, социальных отношений на год. Поэтому это очень правильный, хороший закон.
Однако на рынок труда Омской области в широком смысле это практически не повлияет. Таких людей в общей массе довольно немного. Около 1% обучающихся в 9 классах. Поэтому рассчитывать, что это как-то поменяет ситуацию с дефицитом рабочих, нельзя.
Ни на какие другие факторы это тоже не повлияет. Это просто хороший законопроект, который позволит людям не терять собственное время и пойти работать. Единственное: необходимо как-то подумать об условиях того, как эти школьники смогут по ходу обучения рабочей профессии подготовиться к пересдаче ОГЭ. Чтобы в регионах у них была возможность продолжить подготовку.
Чтобы изменить ситуацию с рабочими специальностями на всем рынке, необходим огромный комплекс мер. Сейчас уже дали итоги популяризации рабочих профессий, выросла заработная плата. Более 60% школьников выбирают для своего развития колледжи и техникумы, а не организации высшего образования.
Задача в том, чтобы структура подготовки в колледжах соответствовала потребностям предприятий, чтобы они осваивали профессию на современном оборудовании, чтобы было достаточно мест для обучения рабочим профессиям. Уже видны подвижки в этом направлении. Но нужно понимать, что это задача не одного года, а планомерная работа».