Адвокат рассказал о судебной практике различий взятки от подарка
По статистике Верховного Суда РФ, которую привел ТАСС, за 11 месяцев 2025 года суды рассмотрели 10,5 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях, и вынесли приговоры в отношении 11,3 тыс. лиц. Две трети из них составили уголовные дела о получении и даче взяток. За получение взяток осуждены 1,8 тыс. человек (в 2024 году за те же преступления осуждено 1,6 тыс.), за дачу взяток — 3,4 тыс. человек (в 2024 — 2,5 тыс.), за посредничество во взяточничестве — 573 человека (за 2024 год — 434). Кроме того, 1,8 тыс. человек были осуждены за получение или дачу мелких взяток (в размере до 10 тыс. рублей).
Управляющий партнер бюро «Перистый и партнеры», которое специализируется на юридическом сопровождении бизнеса, Вячеслав Перистый рассказал, является ли рост числа таких дел трендом, как число может меняться в 2026 году и сложности возникающие в таких делах.
«В статистике Верховного суда можно увидеть явный тренд на повышение активности правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией. Причем этот тренд в наступившем 2026 году вряд ли угаснет, а скорее даже усилится. Ведь речь только про дела, которые были рассмотрены судами с вынесением обвинительных приговоров. Количество самих возбужденных уголовных дел в 2025 году превысило 38 тысяч.
Подарок или взятка
На практике, в судах одной из наиболее классических проблем является разграничение получения взятки от получения подарка, превышающего установленный законом лимит. За последнее грозит только дисциплинарная ответственность. Многие должностные лица почему-то до сих пор предполагают, что получение ими взятки в размере, не превышающем нормативные лимиты, не считается уголовно наказуемым. Это не так.
В РФ криминализированы и «взятка-подкуп», когда предмет взяточничества передается должностному лицу до совершения им определенных действий, и «взятка-вознаграждение», когда предмет взяточничества передается должностному лицу после совершения им каких-либо действий, и даже взятка за будущие действия «на всякий случай». Потому взятка отличается от подарка исключительно по целям, к которым стремились ее «датель» и «получатель». Подарок — безвозмездная гражданско-правовая сделка. Взятка — это определенная ценность, передающаяся или получающаяся за совершение должностным лицом различного рода действий или бездействий. То есть взятка предполагает признак возмездности.
Отличить же взятку от подарка в ситуациях, когда должностное лицо получает ее от, скажем, предпринимателя, находящегося от него в определенной зависимости, бывает крайне трудно. И соответствующие сомнения далеко не всегда толкуются в пользу обвиняемых.
Доказательство вины
Ранее невозможно было представить, что дело о взяточничестве будет возбуждено на одних только показаниях взяткодателя или посредника. Сейчас же подобные дела довольно часто заканчиваются обвинительными приговорами.
Традиционная доказательная база обычно состоит из материалов ОРД (прослушки телефонов, биллинг, оперативные эксперименты), из показаний других участников незаконной схемы (взяткодатель, посредник, взяткополучатель), а равно из показаний всякого рода свидетелей (бухгалтеров, участников закупочных комиссий и др.).
В первую очередь, обвинение стремится доказать факт получения денег или иного предмета взяточничества должностным лицом, а равно доказать наличие договоренности между взяткодателем и взяткополучателем на конкретную сумму.
Дело в том, что получение должностным лицом и 1 рубля при договоренности на 2 млн руб. будет считаться получением взятки в особо крупном размере — ч. 6 ст. 290 УК РФ, по которой на практике обычно приговаривают исключительно к реальному лишению свободы.
Активное способствование в раскрытии и в расследовании преступления коррупционной направленности по общему правилу отнесено в разряд смягчающих наказание обстоятельств. При определенных условиях оно способно будет привести даже к освобождению от уголовной ответственности. Например, когда человек добровольно сообщает о факте совершения преступления в органы. Отдельно стоит сказать, что вопрос «добровольности» сообщения о преступлении решается на практике неоднозначно, а потому с этим иногда могут возникнуть определенные трудности.
Вторым из таких дополнительных условий в законе названо «вымогательство взятки со стороны должностного лица». Часто ошибочно считают, что факт вымогательства взятки будет установлен, когда инициатива исходила от должностного лица, или, например, когда оно проявляло излишнюю настойчивость и так далее. Тем не менее, вымогательством взятки, согласно позициям судов, охватываются чаще всего ситуации, когда должностные лица угрожают нарушить права и законные интересы людей ради материального вознаграждения.
Что касается соглашения о сотрудничестве, то, как правило, лица, его заключившие, не приговариваются к реальному лишению свободы. Но и здесь есть подводные камни.
Например, факт заключения одним из участников схемы соглашения о сотрудничестве с огромной вероятностью приведет к вынесению обвинительного приговора даже в ситуации, когда будут отсутствовать признаки состава преступления.
Минимизация рисков
Для базовой минимизации рисков предпринимателям необходимо, во-первых, не заниматься вознаграждением работы должностных лиц в какой бы то ни было форме: от классических денег до скидок в ресторанах, криптовалюты, оплаченных услуг и пр. Отличия взятки от подарка очень субъективны.
Во-вторых, не стоит заниматься покупкой всякого рода информации, доступной должностному лицу в силу его службы. С одной стороны, Верховный Суд РФ недавно высказался о том, что описанные деяния нельзя рассматривать в качестве дачи взятки. Случаи исключения из обвинения подобных эпизодов были и в нашей практике. С другой стороны, такие дела все равно продолжают возбуждать и выносить обвинительные приговоры.
Должностным же лицам, соответственно, единственная рекомендация — не заниматься получением всякого рода благ от частных лиц вне зависимости от их суммы и продажей информации, доступ к которой обеспечен за счет службы. Тем более, в отличие от взяткодателей и посредников, получатель не имеет специальных правил по освобождению от уголовной ответственности, если преступление состоялось. Единственное, каждый может своевременно отказаться от доведения преступления до конца. Не стоит забывать о возможной провокации».