Омичи отправили 59 жалоб на навязывания услуг в банках
С января по ноябрь омичи 59 раз пожаловались в Банк России на то, что банки, микрофинансовые организации и страховые компании навязали им дополнительные услуги, страховки и другие продукты. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года количество таких жалоб сократилось более чем в 2,5 раза: тогда, например, поступило 167 подобных жалоб. О текущей ситуации РБК Омск сообщили в отделении Банка России по Омской области (Центробанка, ЦБ).
«Важно всегда проверять, есть ли в договоре платные услуги: кредитная карта, смс-информирование, страхование. Иногда такие дополнения прописаны мелким шрифтом или находятся в конце страницы. Омское отделение Банка России напоминает, что банкам и микрофинансовым организациям запрещено заранее проставлять галочки о согласии с допуслугами», — отметили в региональном отделении ЦБ.
От кредитов и займов, оформленных с дополнительными сервисами, можно отказаться в течение 30 дней. Для отмены допуслуги нужно подать заявление в банк, микрофинансовую организациию или стороннюю компанию, с которой был заключен договор.
Как сообщал «Интерфакс», еще в июне Роспотребнадзор предлагал внести поправки в закон «О защите прав потребителей», запрещающий навязывание дополнительных услуг. Нежелательные предложения, помимо банков, микрофинансовых организаций и страховых компаний, часто навязывают при покупке авто, авиабилетов или ж/д билетов.
О проблеме в начале декабря говорил и премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, клиент, порой сам того не осознавая, дает согласие на услуги, которые ему не нужны. Отказ же от навязанного предложения приводит к обещаниям не заключать договор с клиентом, а также угрозам взыскания с него штрафа или неустойки.
«Поэтому Правительством подготовлены новые корректировки в законодательство. На получение дополнительных товаров или услуг покупатель должен дать сам согласие в письменной форме. Автоматические отметки им не являются. При этом у граждан сохраняется право отказаться от их оплаты. А если на это все же вынудили перечислить средства, люди смогут потребовать от продавца вернуться потраченную сумму», — говорил Михаил Мишустин в ходе заседания правительства РФ.
В Омском отделении Центробанка РБК Омск сообщили, что за 11 месяцев 2024 года жители региона 13 раз пожаловались на мисселинг — когда один продукт продают под видом другого. Это в 3,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда на мисселинг омичи жаловались 49 раз. Как правило, с мисселингом можно столкнуться в банках при открытии вклада.
«Менеджеры могут ввести клиента в заблуждение и продать эту услугу, например, под видом полиса инвестиционного или накопительного страхования жизни», — рассказали в Омском отделении Банка России.
Менеджеры аргументируют это более высокой ставкой, но упускают из виду то, что при оформлении инвестиционного или накопительного страхования жизни доход вовсе не гарантирован. Он зависит от множества факторов. При этом расторгать такой договор досрочно крайне невыгодно.
Как ранее отмечали в Банке России, в 2023 году на мисселинг стали жаловаться в 2 раза реже в сравнении с 2022 годом: количество случаев уменьшилось с 4,6 тыс. до 2,3 тыс.).