Не сдавшие плодородный грунт застройщики лишили омский бюджет ₽37 млн
За последние три года различные предприятия, проводившие строительные работы и не сдававшие плодородный слой почвы, причинили Омску убыток в 37,25, млн руб. Об этом на заседании комитета Омского городского Совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства сообщил председатель контрольно-счетной палаты (КСП) города Александр Клюхин.
По федеральному законодательству, при производстве строительных работ в городах организации обязаны сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, снимать его и передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении территорий.
В Омске принимать плодородный грунт у застройщиков и других предприятий, должно Управление дорожного хозяйства и благоустройства (УДХБ). Но как показал анализ, проведенный КСП, зачастую эта работа не ведется. Контрольно-счетная палата выяснила, что ежегодная потребность УДХБ в плодородном грунте на высадку деревьев и кустарников составляет 8,5 тыс. тонн. Но с начала 2022 года по июль 2025 года только два арендатора сдали грунт общей массой 11,3 тыс. тонн. В 2022 году поступило 4,4 тыс. тонн, в 2024 году — 6,9 тыс. тонн.
В докладе сообщается, что на 21 объекте строительства имелся избыток плодородного грунта объемом 53,2 тыс. кубометров или 63,9 тыс. тонн. Но арендаторы земельных участков не передавали его УДХБ. При средней стоимости одной тонны плодородного грунта в 583,3 руб. и получился ориентировочный ущерб более чем в 37 млн руб.
При этом вице-мэр Омска, директор департамента правового обеспечения и муниципальной службы Олег Баланов назвал эту цифру условной, так как, по его словам, точное количество плодородного грунта, который не привезли на площадки УДХБ застройщики, никто не считал.
В докладе КСП отмечено, что департамент имущественных отношений мэрии при предоставлении участка в аренду должен предусмотреть обязанности застройщика по снятию плодородного слоя почвы и его передаче в УДХБ. Но практика показала, что при заключении договора обследование почв и лабораторные исследования качества плодородного слоя не проводятся. Также в договорах не установлены конкретные сроки передачи грунта. Проверяющий орган сделал вывод, что контроль в этой части со стороны мэрии не осуществляется и штрафные санкции к арендаторам не применяются.
При проверке выявилось и несоответствие между объемом плодородного слоя почвы, переданного УДХБ в 2022 году и принятого к бухгалтерскому учету. В регистрах бухгалтерского учета было отражено на 1,4 тыс. тонн грунта меньше, чем фактически передано.
Как отметил председатель профильного комитета горсовета Сергей Фролов, зачастую городским властям нужна определенная смелость при предъявлении требований крупным федеральным застройщикам, которые заходят в Омск по договоренности с правительством региона.
Вице-мэр Баланов заявил, что прорабатывается механизм контроля в этой части, но дополнительного правового акта не требуется, так как есть распоряжение администрации города Омска № 429-р, подписанное в 2014 году, которое регулирует порядок снятия и перемещения плодородного слоя почвы при производстве строительных работ. Но, как отметили присутствующие на заседании, это постановление сейчас практически не исполняется.
Комитет горсовета решил, что в январе 2026 года мэрия отчитается перед депутатами о том, как в Омске применяется этот механизм и что сделано в плане контроля.