Более 80% омских такси не подходят под новый закон о локализации
Около 8 тыс. из 9,6 тыс. или 83% автомобилей, работающих в такси в Омске не подходят под новый закон о локализации. Такие выводы можно сделать из регионального реестра легковых такси, опубликованного на сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области, в котором указаны марки каждой машины. При этом внесение автомобиля в реестр на данный момент является исключением для закона. Требования локализации не будут применяться к автомобилям, которые внесены в региональные реестры до 1 марта 2026 года.
Согласно новым нормам, автомобили будут включать в реестр такси только при выполнении одного из двух условий. Первое — общее число баллов локализации при производстве машины соответствует параметру, установленному правительством для госзакупок (3,2 тыс. баллов). Второе — автомобиль был произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года.
По данным на лето 2025 года, в Омской области в реестр внесено более 9,6 тыс. автомобилей. Несмотря на то, что реестр ведется с 2018 года, большинство машин были зарегистрированы в последние два года — 4454 в 2024 году и 3254 в 2025. Наибольшую долю в такси занимает Lada — более 1,65 тыс. Преимущественно это Vesta и Granta. Доля Kalina и Largus не попадающих в перечень допущенных к работе в такси — не более 150 автомобилей. На втором месте по количеству автомобили марки Toyota — 1,17 тыс. машин. Также в топ-10 по количеству марок вошли Hyundai (958), Volkswagen (934), Renault (796), Nissan (656), Kia (653), Dutsun (503), Honda (475) и Haval (247).
Минпромторг сейчас уже рассматривает возможность расширить список разрешенных к пассажироперевозкам машин. К примеру, ранее ведомство сообщало, что в дополненный список могут войти Haval и автомобили которые выпускают на заводе «Автотор» (например, бренды Kaiyi, BAIC и SWM). Последних в омском реестре зарегистрировано менее сотни и больше всего марок BAIC — 60.
При этом, как отметили руководители таксопарков, в компаниях ситуация разнится. К примеру, как ранее рассказывал директор таксопарка «Лидер» на Конева Михаил Блатов, доля машин подходящих под закон о локализации в его парке достигает 30%. В свою очередь, руководитель таксопарка «Дом такси» Антон Иванов заявил, что у него таких машин примерно 50%.
Для Сибири закон о локализации отсрочен, он вступит в силу в 2028 году, тогда как в Европейской части России все такси должны быть локализованы к 1 марта 2026 года. Омские предприниматели в сфере отмечают, что надеются за это время на расширение списка, поскольку ограниченный выбор будет влиять на цены машин в нём из-за высокого спроса, что, в конечном итоге, отразится на ценах поездок для конечных потребителей.
«Пока еще ждем 2028 года, все-таки мы не в европейской части России, — рассказал РБК Омск директор таксопарка «Лидер» на Конева Михаил Блатов. — Я думаю, список расширят, какие то еще марки и модели в него войдут. Очевидно, что проблемы будут. Увеличится стоимость автомобилей из этого списка, а также стоимость их аренды для таксистов, в связи с этим — и стоимость поездок. Но пока не могу предположить, насколько могут подорожать поездки».
Все остальные не попадающие под закон и не внесенные в реестр машины из таксопарков могут хлынуть на вторичный авторынок, заявляли представители отрасли на Международном евразийском форуме. Аналитик автомобильного портала Дром Игорь Олейников однако выразил скепсис, что уже сейчас можно прогнозировать влияние закона на вторичный рынок в Сибири.
«В ближайшее время не думаю, что будут сильные изменения в плане роста предложения на авторынке Сибири машин из-под такси. Поскольку новые правила начнут работать в округе только с 1 марта 2028 года. За это время ситуация на авторынке может поменяться в плане спроса и стоимости автомобилей», — пояснил Игорь Олейников для РБК Омск.
